|
| |
Обзоры, статьи:
/
Игольчатый подшипник (Патент
RU 2042057)
<<Назад
Использование: машиностроение. Сущность
изобретения: игольчатый подшипник содержит тела качения в виде иголок,
размещенных между внутренним и наружным бортовым кольцами и установленных в
сепараторе. Сепаратор выполнен в виде двух колец, соединенных штырями,
расположенными между соседними иголками. Внутренние кольцо также выполнено с
бортами. Кольца сепаратора установлены снаружи торцовых поверхностей колец, а
штыри между бортами наружного и внутреннего колец. Штыри могут быть выполнены
или в виде цилиндрических прутков, или с сечением в виде квадрата. Боковые
поверхности, контактирующие с иголками, выполнены в виде криволинейной
поверхности с радиусом, равным или превышающим радиус иголки. По меньшей мере
одно кольцо сепаратора может быть выполнено заодно целое со штырем, а дно из
колец подшипника выполнено с козырьком. Иголки подшипника могут быть выполнены в
виде трубок, которые пропущены штыри, связывающие кольца сепаратора. 5 з.п. ф-лы,
2 ил.
Изобретение относится к машиностроению, а более
конкретно к устройствам игольчатых подшипников.
Известны игольчатые подшипники, снабженные одним
кольцом с буртиком, ограничивающим дорожку качения, а другое кольцо выполнено
без буртиков, или без второго кольца.
Известны игольчатые подшипники с одним наружным
кольцом, края которого загнуты с целью устранения выпадания иголок.
Известны игольчатые подшипники без колец, но с
сепаратором, выполненным по толщине не больше толщины иголок.
Известные игольчатые подшипники не обеспечивают
повышение скорости вращения при увеличении нагрузки и сокращения сопротивления
вращения, так как бессепараторные имеют большое сопротивление трения иголок друг
о друга, а отсутствие второго кольца с дорожкой качения с буртиками уменьшает
осевую нагрузку, выполнение сепаратора слабой массивности не обеспечивает
улучшения эксплуатационных качеств.
Цель изобретения повышение нагрузочной способности
сепаратора игольчатого подшипника, а следовательно, и повышение нагрузочной
способности игольчатого подшипника, обеспечение возможности восприятия
игольчатым подшипником осевых нагрузок.
Это достигается тем, что в игольчатом
подшипнике, содержащем тела качения в виде иголок, размещенных между внутренним
и наружным с бортами кольцами и установленных в сепараторе, выполненном в виде
двух колец, соединенных штырями, расположенными между соседними иголками,
внутреннее кольцо также выполнено с бортами, кольца сепаратора установлены
снаружи торцовых поверхностей колец, а штыри расположены между бортами наружного
и внутреннего колец, штыри выполнены в виде цилиндрических прутков или с
сечением в виде квадрата с боковыми поверхностями, контактирующими с телами
качения в виде криволинейной поверхности с радиусом, равным или превышающим
радиус иголки.
Кроме того, одно кольцо сепаратора выполнено заодно
целое со штырем, а одно из колец подшипника может быть снабжено козырьком,
иголки выполнены в виде трубок, а штыри, соединяющие кольца сепаратора,
пропущены через упомянутые трубки.
На фиг. 1 изображен сложный подшипник в разрезе,
на котором в верхнем квадранте игольчатый подшипник со сплошными иголками, в
нижнем игольчатый подшипник с полыми иголками, а слева игольчатый подшипник, вид
с торца; на фиг. 2 то же, план.
 
Игольчатый подшипник содержит тела качения,
представляющие собой длинные тонкие цилиндрические ролики-иглы 1 или микротрубки
2. Для уменьшения предельного радиального размера узла выполняют игольчатый
подшипник без колец. В этих случаях поверхности качения дорожек, образованные
непосредственно на валу и/или в расточке корпуса, должны иметь твердость,
точность и шероховатость поверхности подшипниковых колец. Иглы 1 помещены в
сепаратор или без сепаратора помещают в наружное 3 и внутреннее 4 кольца, а
между иглами помещены штыри 5, выполненные меньше диаметра игл, связанные между
собой сепаратором 6, выполненных в виде колец, высота которых больше диаметра
игл, и вынесены за пределы дорожек качения игл. Крепление штырей 5 в кольцах
может быть выполнено одновременно с кольцом, а с другой стороны штыри снабжены
пазами 7, пропущенными через отверстия второго кольца и расклепанными в шляпку
8.
Штыри 5 могут быть выполнены в виде игл, диаметр
которых меньше диаметра игл подшипника, или в виде прямоугольного сечения,
толщина которого меньше толщины игл, а вторые поверхности штырей выполнены в
виде радиальной поверхности, радиус которой равен или больше диаметра игл. Штыри
5 и кольца выполняют сплошными из одного материала, но при этом по крайней мере
одно кольцо 3 или 4 выполняют разрезным по диаметру.
Для восприятия осевой нагрузки кольца 3 и 4
снабжены бортами 9 и 10 вне дорожек качения 11, иголки выполнены длиной, равной
расстоянию между бортами 9 или/и 10, диаметр иголок 1 будет равен диаметру между
дорожками качения 11 колец 3 и 4, а штыри 5 имеют диаметр меньше расстояния
между бортами 9 и 10 наружного 3 и внутреннего колец.
Для защиты колец от повреждения по крайней мере
наружное кольцо 3 снабжено козырьками 12. При необходимости и внутреннее кольцо
4 выполнено с козырьками 13. Выполненные иглы в виде микротруб 2 нанизаны на
штыри 5, диаметр которых меньше расстояния между буртиками 9 и 10.
Предложенный игольчатый подшипник работает с
меньшими потерями на трение благодаря наличию сепаратора между иголками 1.
Выполнение иголок в виде микротруб 2 имеет повышенную радиальную нагрузку
благодаря увеличенному количеству микротруб в том же зазоре за счет введения
штырей в отверстия микротруб 2. Снабжение наружного 3 и внутреннего 4 колец
дорожками качения 11 с буртиками 9 и 10 увеличивает осевую нагрузку игольчатого
подшипника. Снабжение наружного 3 и внутреннего 4 колец козырьками 12 и 13
обеспечивает защиту колец 6 от задевания выступающих частей машины при работе и
от заедания и заклинивания.
Игольчатый подшипник найдет применение в опорах
вращения машин и механизмов с предельно малыми радиальными размерами.
Формула изобретения
1. ИГОЛЬЧАТЫЙ ПОДШИПНИК, содержащий тела качения в
виде иголок, размещенных между внутренним кольцом и наружным кольцом с бортами и
установленных в сепараторе, выполненном в виде двух колец, соединенных штырями,
расположенными между соседними иголками, отличающийся тем, что, с целью
повышения нагрузочной радиальной способности и обеспечения восприятия осевой
нагрузки, внутреннее кольцо выполнено с бортами, кольца сепаратора установлены
снаружи торцевых поверхностей колец, а штыри расположены между бортами наружного
и внутреннего колец.
2. Подшипник по п.1, отличающийся тем, что, с
целью уменьшения сопротивления вращению, штыри выполнены в виде цилиндрических
прутков.
3. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что, с
целью повышения нагрузочной способности, штыри выполнены с сечением в виде
квадрата, две поверхности которого, обращенные к иголкам, выполнены вогнутыми с
радиусом, превышающим радиус иголки.
4. Подшипник по п.1, отличающийся тем, что одно
кольцо сепаратора выполнено по меньшей мере за одно целое со штырем.
5. Подшипник по п.1, отличающийся тем, что, с целью
предохранения сепаратора от повреждений, по меньшей мере одно кольцо подшипника
снабжено козырьком.
6. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что
иголки выполнены в виде трубок, а штыри, соединяющие кольца сепаратора,
пропущены через упомянутые трубки.
<<Назад
|