podshipnik.by Гибкая система скидок для постоянных клиентов и крупных оптовых потребителей.

Главная Подшипники Прайс-лист Сертификаты Обзоры, статьи Контакты Оглавление Обратная связь Форма поиска

 

 


Обзоры, статьи: / Следы качения при повреждении подшипников и их значение <<Назад

Подшипник является часто очень важным компонентом машины или механизма, и преждевременный выход его из строя  становится нежелательным, ведя  к значительным издержкам или даже убыткам от простоя и ремонтов оборудования. И поэтому значимую роль играет выявление причин выхода из строя подшипника и принятия мер по предупреждению.

 

Вид и расположение следов качения является довольно полезным средством при диагностике и предотвращении повреждений подшипников. Исследование следов качения даёт возможность делать выводы о том, при каких условиях он был установлен и как он работал. Зная различия между нормальными и фактическими следами качения, можно определить, работал ли подшипник в нормальных или в каких-то других условиях, а значит принять меры для предотвращения возможной поломки.

 

Ниже приведены  типичные случаи следов качения подшипников подверженные тем или иным видам повреждений.


Случай 1

Случай 2
Условия работы: Условия работы:
  • вращается внутреннее кольцо;

  • наружное кольцо не вращается, но может перемещаться под действием нагрузки;

  • осевой нагрузки нет;

  • радиальная нагрузка постоянна относительно корпуса.

  • вращается наружное кольцо;

  • внутреннее кольцо не вращается, но может перемещаться под действием нагрузки;

  • осевой нагрузки нет;

  • радиальная нагрузка постоянна относительно корпуса.

Картина явления: Картина явления:
  • cледы качения расположены на дорожках качения обоих колец;

  • на внешней стороне наружного кольца заметны следы трения

  • cледы качения расположены на дорожках качения обоих колец.

Причины: Причины:
  • ненормальное вращение наружного кольца;

  • перемещение наружного кольца под действием нагрузки.

  • вращение внутреннего кольца относительно вала;

  • перемещение внутреннего кольца по валу.

Меры по предупреждению: Меры по предупреждению:
  • необходимо проверить правильность посадки наружного кольца подшипника.

  • необходимо проверить правильность посадки внутреннего кольца подшипника.


Случай 3

Случай 4
Условия работы: Условия работы:
  • вращается внутреннее кольцо, и оно чрезмерно запресованно;

  • отсутствует внутренний зазор (тела качения зажаты);

  • наружное кольцо не вращается;

  • осевой нагрузки нет;

  • действует дополнительная радиальная нагрузка, вызванная запрессовкой внутреннего кольца.

  • вращается наружное кольцо, и оно чрезмерно запресованно;

  • отсутствует внутренний зазор (тела качения зажаты);

  • внутреннее кольцо не вращается;

  • осевой нагрузки нет;

  • действует дополнительная радиальная нагрузка, вызванная запрессовкой наружного кольца.

Картина явления: Картина явления:
  • cледы качения расположены на дорожках качения обоих колец.

  • cледы качения расположены на дорожках качения обоих колец.

Причины: Причины:
  • чрезмерная запрессовка (натяг) подшипника в корпус или на вал;

  • отсутствие внутреннего зазора, ведущее к возникновению дополнительного напряжения, величина которого суммируется с величиной уже действующей нормальной нагрузкой.

  • чрезмерная запрессовка (натяг) подшипника в корпус или на вал;

  • отсутствие внутреннего зазора, ведущее к возникновению дополнительного напряжения. величина которого суммируется с величиной уже действующей нормальной нагрузкой.

Меры по предупреждению: Меры по предупреждению:
  • необходимо проверить правильность посадки колец подшипника;

  • увеличить внутренний зазор подшипника.

  • необходимо проверить правильность посадки колец подшипника;

  • увеличить внутренний зазор подшипника.


Случай 5

Случай 6
Условия работы: Условия работы:
  • внутреннее кольцо не вращается;

  • наружное кольцо не вращается;

  • радиальная нагрузка постоянна относительно наружного или внутреннего кольца.

  • внутреннее кольцо не вращается;

  • наружное кольцо не вращается;

  • действует радиальная нагрузка, вращающаяся относительно наружного или внутреннего кольца.

Картина явления: Картина явления:
  • следы качения расположены на дорожках качения обоих колец по дуге, меньшей, чем половина окружности.

  • равноудаленные следы качения, с расстоянием равным расстоянию между телами качения, которые могут быть расположены по всей окружности дорожек качения обоих колец.

Причины: Причины:
  • действие вибраций относительно неработающего подшипника.

  • действие вибрации, которая привела к колебательному движению сепаратора и тел качения.

Меры по предупреждению: Меры по предупреждению:
  • при транспортировке двигателей, генераторов и подобного оборудования подшипник должен быть зафиксирован на валу;

  • использовать виброизолирующие башмаки;

  • при вынужденном нахождении в зоне действия вибрации подшипник должен периодически вращаться (даже очень медленно), чтобы равномерно  распределить заложенную смазку, которая предотвращает непосредственный контакт между поверхностями элементов подшипников;

  • подшипник (отдельно или в составе машины) должен быть извлечен из зоны вибрации.

  • при транспортировке двигателей, генераторов и подобного оборудования подшипник должен быть зафиксирован на валу;

  • использовать виброизолирующие башмаки;

  • при вынужденном нахождении в зоне действия вибрации подшипник должен периодически вращаться (даже очень медленно), чтобы равномерно  распределить заложенную смазку, которая предотвращает непосредственный контакт между поверхностями элементов подшипников;

  • подшипник (отдельно или в составе машины) должен быть извлечен из зоны вибрации;

  • применить надлежащую смазку.


Случай 7

Случай 8
Условия работы: Условия работы:
  • вращается внутреннее или наружное кольцо; 

  • величина радиальной нагрузки равна нулю или незначительна относительно осевой;

  • осевая нагрузка постоянна.

  • внутреннее кольцо не вращается, наружное кольцо не вращается;

  • действует изменяющаяся осевая нагрузка.

Картина явления: Картина явления:
  • следы качения на наружной или внутренней обоймах смещены в разные стороны (на внутренней обойме – на встречу действия осевой нагрузки, на наружной – с обратной стороны).

  • равноудаленные следы качения, с расстоянием равным расстоянию между телами качения;

  • следы смещены в разные стороны (на внутренней обойме – на встречу действия осевой нагрузки, на наружной – с обратной стороны).

Причины: Причины:
  • действие аномальной осевой нагрузки.

  • действует изменяющаяся осевая нагрузка.

Меры по предупреждению: Меры по предупреждению:
  • проверьте и уменьшите величину осевой нагрузки.

  • проверьте величину изменения осевой нагрузки, возможно она ненормальна;

  • примените надлежащую смазку.


Случай 9

Случай 10
Условия работы: Условия работы:
  • вращается внутреннее кольцо, наружное кольцо не вращается;

  • осевой нагрузки нет;

  • радиальная нагрузка постоянна относительно наружного кольца;

  • действительная ось вращения смещена относительно нормального расположения оси на угол равный внутреннему зазору (несоосность, перекос).

  • вращается наружное кольцо, внутреннее кольцо не вращается;

  • осевой нагрузки нет;

  • радиальная нагрузка постоянна относительно внутреннего кольца;

  • действительная ось вращения смещена относительно нормального расположения оси на угол равный внутреннему зазору (несоосность, перекос).

Картина явления: Картина явления:
  • на внутреннем кольце широкий след качения распространяется посередине дорожки качения по всей окружности;

  • на наружном кольце следы качения расположены на двух диаметрально противоположных участках дорожки качения.

  • на наружном кольце широкий след качения распространяется посередине дорожки качения по всей окружности;

  • на внутреннем кольце следы качения расположены на двух диаметрально противоположных участках дорожки качения.

Причины: Причины:
  • ось корпуса и вращения вала смещена на некоторый угол;

  • перекос наружного кольца.

  • несоосность вала относительно корпуса.

Меры по предупреждению: Меры по предупреждению:
  • необходимо проверить соосность;

  • необходимо выровнить положение корпуса.

  • необходимо проверить соосность;

  • необходимо выровнить положение вала.

<<Назад


© 2014 / ИП Асмоловский
Дата изменения: 06.01.2014